В настоящее время
интернет и другие СМИ пестрят заголовками «Дачная
амнистия» или «Как оформить
недвижимость в упрощенном порядке»!
С понятием «дачная амнистия» связано много
путаницы. На деле–это возможность оформить в собственность некоторые объекты
недвижимости в особом порядке. Разберемся, в чем он заключается, какие
документы нужно иметь, и почему лучше зарегистрировать свои права на земельный
участок и построенный дом до 1 марта 2018 года.
Дачная амнистия– для тех, кто уже по факту владеет участком земли,
приобретенным до 30 октября 2001 года (принятие Земельного кодекса), и может
подтвердить это документами.
По действующему
законодательству, любая недвижимость подлежит государственному учету: земельные
участки, жилые помещения, гаражи, бани, хозяйственные постройки. Сведения о них
должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) и в
государственный реестр регистрации прав на недвижимость (ЕГРП). Эти действия
осуществляют органы Росреестра: кадастровая и
регистрационная палаты. Данные кадастра и реестра являются открытыми. Любой
заинтересованный пользователь, например потенциальный покупатель, может
запросить выписку из них, чтобы убедиться в добросовестности продавца.
Согласно закону нельзя
оформить право собственности на недвижимость, если сведения о ней отсутствуют в
ГКН. Их наличие подтверждает кадастровый паспорт. Поставить объект на
кадастровый учет можно только на основании технических документов:
ü для земельного участка – это межевой план;
ü для построенного дома– технический план.
Их получение –
относительно длительная и дорогостоящая процедура. Суть «дачной амнистии»
сводится к тому, что получить свидетельство на землю можно без межевания. Для
построенных объектов – условия разные
Земельные наделы,
которые получали наши граждане до 2001 года, условно делятся на две основные
категории:
ü предоставленные под садоводство, огородничество, дачное
хозяйство;
ü выделенные для ИЖС (строительство частного дома) или для ведения подсобного
(приусадебного) хозяйства.
Именно такие участки и
построенные на них объекты, можно зарегистрировать в рамках «амнистии». В
советское время они предоставлялись на праве пожизненного наследуемого владения
либо постоянного бессрочного пользования. Сначала 90-х годов, при выделении
земли, уже выдавали свидетельство о собственности. Это так называемые,
документы старого образца, они вполне законны. Но сведений о таких
собственниках в ЕГРП – нет. При необходимости подарить завещать, продать
имущество – потребуется зарегистрировать переход права, а для этого оно должно быть
зафиксировано в государственном реестре.
Каждый недвижимый объект
оформляется отдельно. Начинать следует с получения свидетельства на землю,
поскольку без него невозможно зарегистрировать дом.
Чтобы зарегистрировать
земельный участок, Вам нужно обратиться в отделение Росреестра
с заявлением (заполняется там же), приложив к нему любые имеющиеся документы,
это может быть:
ü свидетельство о собственности старого образца;
ü решение исполкома или другого органа о выделении участка;
ü выписка из похозяйственной книги местных органов
власти.
Если из документов не
видно, на каком праве была предоставлена земля, то считается, что она была в
собственности. Выписка выдается из архива соответствующего государственного или
муниципального образования по месту нахождения земли.
Земля будет поставлена
на кадастровый учет одновременно с регистрацией права собственности, а сведения
будут внесены на основании имеющихся документов. Когда межевого плана нет,
ставится пометка, что границы участка и его площадь точно не определены. Если в
первичных документах отсутствуют сведения о характерных индивидуальных
признаках объекта – в постановке на кадастровый учет и регистрации будет
отказано.
Для регистрации
полностью построенного дома нужно представить документы, подтверждающие факт
его создания с описанием основных характеристик (ст.25.3, № 122-ФЗ) и
свидетельство на земельный участок.
Собирая документы для
дачной амнистии, чтобы зарегистрировать дом, обратите внимание на категорию и
разрешенное использование земли. От этого зависит порядок последующих действий.
Если земля относится к
сельскохозяйственной, выделялась под садоводство, ведение дачного, подсобного
хозяйства – то заявитель просто заполняет бланк декларации, в которой описывает
строение. Этого достаточно, чтобы дом одновременно внесли в кадастр и
зарегистрировали право собственности (письмо Росреестра
от 10.04.2015 г). Аналогичный порядок действует в отношении нежилых объектов на
землях иного назначения. Их объединяет то, что для строительства не требуется
разрешение.
Возведение жилого дома
на участке, выделенном под ИЖС и ЛПХ в пределах населенного пункта, можно
подтвердить только документом: разрешением на ввод дома в эксплуатацию, а его
можно получить, если строительство было разрешено.
Акт ввода в эксплуатацию
не требуется представлять до 1 марта 2018 года. Следовательно, для регистрации
права на построенный жилой объект не обязательно иметь и разрешение на строительство.
Но кадастровый паспорт
получить придется. И дело не столько в нем – регистрационная палата может и сама эти сведения запросить, важно поставить строение на
учет. Во-первых, это единственный документ, которым вы можете подтвердить факт
существования дома. Во-вторых, если сведения о нем отсутствуют в кадастре –
последует отказ (ссылка на ст. 20, п. 1.2, закона № 122-ФЗ), потому что не
допускается регистрация права на неучтенный объект.
Что касается
технического паспорта (составлялся в БТИ до 2013 года, сейчас составляется
технический план) – это промежуточный документ, и требуется он не всегда.
Дачная амнистия не
освобождает от необходимости ставить недвижимость на кадастровый учет. Если в
ГКЗ имеются сведения, а проверить это можно, запросив кадастровую выписку или
паспорт, то регистрация упрощается. Сведения о большинстве земельных участков
были переданы в информационный банк из БТИ, а строительные объекты ставят на
учет сами владельцы.
Свидетельство о праве
собственности не спасает от обвинения в «самозахвате»
земли – при отсутствии межевого плана, а дом – от признания самовольной
постройкой, если были нарушены земельные или градостроительные нормы. Но при
его наличии все возникающие проблемы решаются только через суд.
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ЗВОНИТЕ НАШЕМУ ЮРИСТУ ПО
ТЕЛЕФОНУ:
8-962-441-22-50
Отправляйте заявку с сайта
или приходите на консультацию к нам в офис